Для просмотра этой страницы Вы должны разрешить использование Java-script в вашем браузере.
Гордость школы

Бурак
Александр
Филиппович

Художник – тот же поэт.

    Жизнь художника заключена в его картинах. А картины – отражение его личности. А.Ф.Бурак – заслуженный художник РСФСР, автор более 300 произведений, многие из которых получили широкую известность и признание.
    …Небольшая сибирская деревня Ефремовка Барабинского района Новосибирской области. Здесь жила семья крестьянина Филиппа Бурака. Суровый крестьянский быт, постоянный труд в поле, лесу, труд до пота, до изнеможения, от зари до зари. В поле выходили всей семьей от мала до велика. В этой крестьянской семье в 1921 году родился сын, которого назвали Александром.
    С детских лет он увлекался рисованием, изображал свои рисунки простым углем на обрывках бумаги, на стенах.
    В 1930 году семья переехала в Кемерово, затем она переселилась в поселок Промышленная. Александр учится в средней школе №56. Учеба в 8-9 классах сочеталась с усиленным занятием в кружке рисования. Тогда же были и первые встречи со зрителями: работы Бурака экспонировались на школьных художественных выставках, олимпиадах детской художественной самодеятельности. Кружок рисования в школе вел Бурлов Сергей Николаевич.
    Вот как об этом вспоминает в письме к своему учителю Бурак А.Ф.: «Дорогой Сергей Николаевич, как хорошо, что Вы встретились в самом начале моего жизненного пути. Вы, преподаватель физкультуры, привили нам любовь не только к спорту, но и к искусству. Воспитали из нас художников».
    В 1937 году А.Бурак поехал в Москву, мечтая поступить в художественное училище. Сдав успешно экзамен по рисунку и живописи, решил в училище не поступать, так как оно готовило художников по росписи тканей, мастеров декоративно-прикладного искусства. Он решил вернуться домой и окончить среднюю школу.
    В Москве произошла его встреча с архитектором Коноплевым – старинным другом отца, рассказы которого покорили юное воображение, натолкнули Александра Филипповича на мысль стать зодчим. Вернувшись домой и окончив 10-й класс школы №56, А.Бурак в 1938 году поступает на архитектурный факультет Сибирского строительного института в городе Новосибирске. Учебу в институте он сочетает с работой в Новосибирской студии научно-популярных фильмов. Вначале он был художником-мультипликатором. А в 1944 году его назначают главным художником цветного научно-популярного фильма «Нетронутый Урал». Это событие становится переломным в жизни Бурака, верного мечте юношеских лет, – стать художником-живописцем. Приехав для съемок на Урал, он познакомился со свердловскими художниками. Чтобы глубже понять уральскую природу, он выезжает с ними на этюды. Опытные уральские пейзажисты стали его первыми учителями. Большую роль в становлении художника сыграл старейший уральский пейзажист И.К.Слюсарев.
    В 1946 году А.Бурак переезжает в Свердловск, работает архитектором, а все свободное время отдает любимому делу – живописи. Александр Филиппович навсегда полюбил этот край суровой природы и напористого людского труда.
    Наступил 1947 год. В Свердловске открылась областная художественная выставка. Ее многочисленные посетители впервые встретились с новым для них именем А.Ф.Бурака и его картинами «Зеленая рожь», «Индустриальный пейзаж».
    В 1948 году появились две первые пейзажные картины А.Бурака, сразу же обратившие на себя внимание: «Степь оживает» и «На новом уральском заводе». В этих картинах проявился настолько стремительный рост художника, что правление Союза решило командировать художника для учебы на творческую базу под Москвой.
    В 1950 году на творческой базе собрались художники из Киева, Ленинграда, Москвы. Сюда для консультации и помощи приезжали известные мастера советского изобразительного искусства: П.Соколов-Скаля, Г.Нисский, Г.Шегаль, П.Крылов.
    Вернувшись домой, словно окрыленный, Бурак все лето 1951 года проводит на Южном Урале в Симе. После длительных поисков художник облюбовал один мотив и решил написать с него пейзаж прямо на натуре. Устроил своеобразную походную мастерскую в скалах, работал над холстом почти два месяца. Так родилась картина «На Южном Урале».
    …Всесоюзная художественная выставка 1951 года открылась в Государственной Третьяковской галерее. Бурак был тогда в Москве. Он пошел на открытие: разве могло выдержать сердце художника! С потоком посетителей шел по залам…и увидел свою картину «На Южном Урале»! Его картина висит в зале Третьяковки, в святая святых русского искусства!
    В 1952 году Александр Бурак был переведен из кандидатов в члены Союза советских художников. Он расстался с архитектурой, всецело посвятил себя живописи. Уральские пейзажи прочно завладели думами и помыслами художника. Собирая материал для картины о седом, нетронутом Урале, художник поехал на север Урала, в Кытылым. Это старый приисковый поселок, расположенный далеко от железных дорог. Здесь царственно раскинулась суровая и могуче красивая уральская природа, еще не потревоженная рукой человека. Горы, как вечные сторожа, обступили поселок.
    «Много ночей, – рассказывает художник, – провел я на вершине Семичеловечной горы. Рассказывают, семь человек пошли на гору в какой-то религиозный праздник и стали играть в карты. Разгневался Бог и превратил всех игроков в камни. Так и сидят они все семь, наклонившись к круглому столу. На вершине Красной горы, на Колпаке, и зародилась картина «Нетронутый Урал».
    Пейзажная живопись занимает в творчестве Бурака центральное место, однако далеко не исчерпывает его. В 1954 году на выставке появилось первое жанровое полотно Бурака «У больной подружки».
    Всесоюзную известность А.Бураку принесла картина «К сыну за помощью» (1954 год). В этой картине остро звучит проблема сыновьего долга.
    Мы видим комнату, сплошь заставленную мебелью. У зеркала, завершая туалет, сидит молодая женщина. Эта холодная, равнодушная красивая женщина не вызывает симпатии. Ее платье сшито по последней моде, на ногах тонкие чулки, лакированные туфли. Посреди комнаты – муж, он в полосатой пижамной блузе. Поставив его в центр картины, художник сосредоточил на нем внимание зрителя: красная пижама в полоску четко вырисовывается на фоне светлой стены. Неподалеку от мужчины, с другой стороны стола, сидит его мать. Чувствуется, что она редкая и не очень желанная гостья в доме сына.
    Пожилой женщине неловко в этой среде. Ее скромная одежда не вяжется с окружающей обстановкой. Мать склонила седую голову. Сын даже не смотрит в ее сторону. Может быть, он хорошо обеспеченный специалист, но черствый и холодный эгоист. Человек несильной воли, он всецело подчиняется вкусам и желаниям жены – пустой мещанки. И постепенно мать стала для него чужой, далекой и ненужной. «Спасибо Вам за картину, вызвавшую хорошее чувство восхищения настоящим доходчивым искусством» (С.М.Соколовская из Чугуева Харьковской области).
    «Ваша картина «К сыну за помощью» не требует пояснений и незабываема…» (С. Д. Зинченко из Иркутска).
    «Дорогой, родной А. Бурак! В «Крестьянке» я увидела Вашу замечательную картину «К сыну за помощью». Не могу смотреть без горьких слез на эту тяжелую, но правдивую картину».
    Заслуженный успех принесла художнику, созданная в стенах Уралмаша картина «Плавка выдана». Эта картина – правдивое повествование о суровом, нелегком труде сталеваров, для которых плавка стоит большого напряжения духовных и физических сил. Картина «Плавка выдана» удостоена за участие в Республиканской художественной выставке Почетного диплома первой степени Министерства культуры РСФСР. Осенью 1958 года теплоход «Грузия» в течение месяца совершал свой путь вокруг Европы. Вместе с другими туристами на борту находился и Бурак А.Ф.
    Это путешествие принесло художнику необычайно много. Туристы побывали в Брюсселе на Всемирной выставке, в Антверпене в доме великого Рубенса, в Лувре, где собраны величайшие художественные сокровища мира. В Риме, в Ватикане Бураку впервые удалось увидеть живопись Микеланджело.
    Поездка не только открыла двери художественных музеев, она широко распахнула их в мир, полный социальных контрастов.
    Париж, Неаполь, Стамбул…Привезенные этюды, несколько законченных уже дома композиций составили интересную выставку «С этюдником вокруг Европы» («Бездомные», «У станции метро», «На улицах Неаполя», «На улицах Стамбула»).
    Поездки А.Бурака за границу в 1958-1967 годы вызвали к жизни новые серии жанровых полотен. Большой интерес вызвала африканская серия. Художник отразил в ней не только своеобразие, красочность культуры и быта народов «Черного континента» («Продавец масок», «Рынок в Дакаре» и другие), но и острый накал борьбы за свободу и справедливость («Звучат там-тамы»).
    В 1964 году за успехи в развитии изобразительного искусства Бураку А.Ф. присвоено звание «Заслуженного художника РСФСР». Он награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1965 год), медалью «За доблестный труд» (1966 год)
    В связи с организацией в Свердловске архитектурного института А.Ф.Бурак был приглашен в него на работу. С 1966 года возглавил кафедру рисунка. А в 1973 году ему присвоено ученое звание профессора.
    Произведения заслуженного художника РСФСР Бурака А.Ф., начиная с 1947 года, экспонировались на художественных выставках: областных, республиканских, всесоюзных, персональной, Всемирного Фестиваля демократической молодежи в Бухаресте (1953 год), в Варшаве (1955 год), на выставке – продаже в Королевской Академии художников в Англии (1967 год), на выставке - продаже во Франции (1968 год – город Канны).
    А.Ф.Бурак – участник более пятидесяти различных художественных выставок в нашей стране и за рубежом.
    Его работы находятся во многих музеях страны, включая Третьяковскую галерею и Музей Революции, а также в галереях и частных коллекциях во Франции, Великобритании, Италии, Австрии, Испании, Германии, Чехии, Словакии, Японии и ряде стран Северной и Южной Америки. Картины «В горах Урала», «Дети Алжира», книги, присланные Бураком в дар школе, находятся в музее истории школы.
    Его фотографии мы видим на стенде «Ими гордится школа», о нём оформлена раскладная книга.
    «Александр Филиппович всегда с теплотой и признательностью вспоминал годы учебы в старших классах школы № 56.
    Но время безжалостно…
    29 апреля 1997 года его не стало. Семья, друзья, коллеги скорбят об утрате такого Человека, Художника, Семьянина.
    Он был трудолюбивый, душевный, веселый человек.
    Вся наша семья: жена Клара Михайловна, дочери Юлия и Лариса, внуки Арина, Даша, Лиза, Саша благодарны за память о нашем дорогом муже, отце, дедушке, друге. Спасибо за память!»
    (Из письма Бурак К.М., жены художника, г.Свердловск, 25 января 2001 год)

Наверх
НазадНа главнуюВперед

Hosted by uCoz